?

Log in

No account? Create an account
malianov [entries|archive|friends|userinfo]
malianov

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Яман-Елгинская УЖД [Nov. 2nd, 2006|07:04 am]
malianov
[Tags|]

UPD: фотки большие, но меньшие совсем не то, исправлять не буду.
UPD2: человек я здесь новый и пока не разобрался в хостингах. Фотки исчезли куда-то, но будут восстановлены.

Яман-Елгинская узкоколейная железная дорога находится в Башкортостане, среди низких гор Уфимского плато. Начинаясь в посёлке Красный Ключ на берегу Уфы, она уходит по извилистой долине реки Яман-ЕлгА в глухой лесной посёлок Первомайск, а затем в посёлок Атняш на реке Юрюзань. По дороге вывозят лес.




Существует страница , исследователя железных дорог С.Болашенко, посвящёная этой УЖД. Сергей побывал на этой дороге в 1999 году, работники его помнят.

Несколько фотографий УЖД есть здесь .

Мой отчёт:

11 июля 2006 года прихожу на станцию Красный Ключ. У женщины-диспетчера узнаю, что сегодня поезда не будет, а завтра на 20-й километр на ремонт дороги пойдёт тепловоз с ГСМ. Пассажирского ежедневного поезда Красный Ключ – Первомайск теперь нет, но раз в неделю, в понедельник утром с гор спускается поезд Атняш – Красный Ключ. (Уходит в Атняш вечером в понедельник). Поснимал технику на станции и пошёл гулять.

47,88 КБ

104,32 КБ

83,12 КБ

Утром возвращаюсь. Диспетчер договорилась о моём проезде, за это ей большое спасибо!

Ждем поезда, стоя у пассажирского вагона. Вагон странный: у обычного ПВ40 заварили все окна, кроме торцевого, на котором решётка. Внутри ряды лавок вдоль стен. Поезда ждёт также некий человек с сыном-подростком. Оказалось, машинист (не этого поезда, а вообще), ранее жил наверху, в Первомайске. Сначала он с подозрением отнёсся к моему желанию осмотреть линию, но потом поведал много интересного о дороге.

Подошёл тепловоз. Вручную толкаем вагон, его помощник цепляет к тепловозу, надевая цепи на крюки – на узкоколейках сцепка ручная.

95,29 КБ

Трогаемся. Впереди тепловоз толкает платформу с парой брёвен, сзади – вагон и платформа с бочкой ГСМ. В кабине кроме машиниста, помощника и меня едет Рафаэль Гильмутдинович, самый старый работник УЖД (вероятно – один из начальников). Он рассказывает историю дороги.

УЖД изначально имела конную тягу, шла до Октябрьска, и работали на ней ссыльные крестьяне из Белоруссии и Украины. Жизнь людей в лесных посёлках была очень тяжёлой, кто-то даже сравнил её с немецкими концлагерями.

После смерти Сталина на дороге стали работать вольные лесозаготовители. Год перехода с конной на паровую и с паровой на тепловую тяги выяснить не удалось. Постепенно дорога двигалась дальше в горы по логу Яман-ЕлгИ. Эта река в то время была полноводной, водилась рыба. От магистрали отходили ветки (не все они обозначены на картах). Кроме тепловозов на дороге работали автодрезины.

65,75 КБ

От Красного Ключа до Яман-Порта линия проходит по террасе вдоль реки Уфы. Вскоре приехали на станцию Яман-Порт. Там тепловоз поучаствовал в разгрузке стоявших сцепов.

111,16 КБ

107,06 КБ

Поехали дальше, пересекли автодорогу и углубились в берёзовый лес. Узкококолейка идёт по логу серпантином, метрах в 15 от реки. Нас со всех сторон обступают крутые склоны. Выйдя на площадку, высовываюсь влево-вправо, и, уворачиваясь от деревьев, фотографирую. Неужели моя давняя мечта сбылась, и я еду по этой чудо-дороге? Кайф!

103,60 КБ

84,23 КБ

Иногда линия вырывается из лесного коридора на сенокосные луга. Раньше на них стояли лесные посёлки, от них кое-где остались 1-2 дома. На одном из таких лугов поезд остановился. Конечная. Станция Красивая Поляна. Чуть поодаль стоит «под парами» старый ТУ4 ремонтников из Первомайска, в который меня заочно «вписали» обитатели ТУ6А. Поехали дальше.

101,45 КБ

70,97 КБ

114,69 КБ

Где-то за бывшим посёлком Гладкий Лог ремонтируется путь, разбитый трелёвщками на переезде. Там стоит пассажирский вагон и платформа со шпалами, работают люди. Подтаскиваю шпалы с платформы к месту замены.

115,59 КБ

Рабочие замеряют ширину колеи, забивают костыли. Вскоре двигаемся дальше, толкая перед собой вагон с платформой. Так доезжаем до Октябрьска, где проводим сложные манёвры с многочисленными вагонами. Затем, захватив пару голубых вагонов ПВ40 возвращаемся к месту загрузки сцепов лесом. Здесь один из работяг заподозрил меня в промышленном шпионаже (какой же дурак сюда просто так поедет?) и потребовал у машиниста высадить меня. С трудом удалось переубедить человека.

Вообще подозрительность местных жителей понятна – воры разбирают ценный металл. Уже исчезли все ветки. В прошлом году вооружённые люди из Миасса (?) расположились лагерем и порезали ветку на Яман-елгу. В этом году дорога продана металлоломщикам каким-то приставом, не имевшим полномочий продавать её, и 15 июля должен пройти суд по этому вопросу.

102,80 КБ

66,98 КБ

90,09 КБ

После долгой стоянки едем дальше. В вагонах едут женщины и дети, возвращаясь в Первомайск с сенокоса. Я стою в дверном проёме «тушки». На поворотах рельсы поют и совсем по-колокольному звенят от ударов колёс. Никогда такого не слышал. Вокруг буйное разнотравье. Машинист явно занимается пчеловодством – высовывая руку из окна, срывает полевые цветы и оценивающе нюхает.

Едем долго. Наконец впереди большой посёлок в долине. Путь ветвится на три, каждый по отдельной насыпи подходит к станции. Приехали.

Вдоволь напившись воды (жарко!) из колонки, выхожу пешком по новой дороге в Сарву. На другой день смотрю уникальное Сарвинское озеро. Крохотное озерцо с чистейшей водой, а глубина – почти 50 метров! Из озера вытекает река.

Из Сарвы добираюсь до Красной Горки. Потом Уфа – Нижний Новгород – Москва – автостопом.

О ветках, ранее существовавших. Есть хорошая карта по адресу
http://bashmap.narod.ru/ (N-40-018, N-40-019). Кроме этих веток
существовали :
- ветка на Гортоп. Отходила от магистрали километрах в 4-ёх к
востоку от Превомайска на север по логу;
- по Озерскому логу на ЮВ от Первомайска, вроде бы, в район Золотого
озера;
- по логу на ЮЗ от Пятого на урочище Бурхан.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: amorsus
2006-11-02 10:47 am (UTC)
Впечатляет!
Столько живописной рухляди!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _dimm
2006-11-02 12:18 pm (UTC)
классно! УЖД forever
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: komen_dant
2006-11-02 01:30 pm (UTC)
АААААААААААААААААААА!!!!!!!

Пустите меня туда!!!!!!!!!!

А фотки ничего... только вроде аппарат не очнеь хороший... или у меня монитор глюкнутый?;)))
(Reply) (Parent) (Thread)
From: malianov
2006-11-02 01:53 pm (UTC)
ты прав! Аппарат плёночный и древний. Цифровик я убоялся взять - уже был случай кражи.

Если хочешь туда, то а) поторопись, пока УЖД действует, б) народ в основном хороший, но будь готов к тому,что посчитают за шпиёна.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mich_punk
2006-11-02 02:06 pm (UTC)
А мне очень по душе, когда видно, что пленочная фотография. Ясно, конечно, что и отфотошопить до такого состояния можно, при желании, но все ж.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-06-03 12:17 pm (UTC)

01.06.2007 - проверено. движение есть только до п.Первомайск

01.06.2007 были на дороге - прокатились до п.Первомайский.

участок 230 метров на перегоне Первомайский-Атняш разобран и вывезен в сторону Челябинской области рейдерами в ночь на 2.06.07.

Ш.В.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-08-27 09:46 am (UTC)

Orakul

Эх, красивые места. Я там родился, в поселке Первомайск. Жил в п.Атняш до 1979 года (до 7 лет), а потом еще к бабушке с дедушкой приезжал на лето.
Очень больно узнать, что все развалили и разграбили.
(Reply) (Thread)
From: malianov
2008-08-27 11:24 am (UTC)

Re: Orakul

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Алексей
2012-01-02 08:35 pm (UTC)
Блин ребята! в детстве я ездил по этой дороге, меня брали на сенокос! Участок был на Красивой поляне, это волшебные места! там реально какое-то ощущение древности! Наши деды корячились, строили эту узкоколейку, (мой дед работал на ней машинистом, бабуля проводником) а мы потомки-(подонки) превратили ее, буквально за десяток лет в пустое место! Очень грустно и печально! Я сам родом из Татарстана, но меня всегда что-то тянет в эти места!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: malianov
2012-01-02 08:36 pm (UTC)
Да, прекрасная была дорога.
(Reply) (Parent) (Thread)